Убыточные гуманоиды

Наше любопытство – часть естественного процесса эволюции и выживания. Абсолютно нормально, когда видео про человекоподобных роботов одних людей восхищают, пугая других. На подсознательном уровне мозгу важно понять насколько опасными или полезными окажутся гуманоидные машины.
Совсем иначе, сознательно, пытаются оценить потенциал роботов предприниматели. Ведь фактор технологического отставания может стать критическим для выживания любого участника рынка.

Ролики с человекоподобными роботами в основном создают профессиональные рекламщики. «Вау-эффект» достигается любыми способами и хитростями.
Например, первого гуманоида Optimus от Илона Маска на презентации... играл актёр в костюме робота. Сейчас, вроде бы, такого откровенного читинга нет, но и достоверно проверить невозможно.

Производители гуманоидов обещают клиентам «революцию» в сокращении издержек при замене человека роботами на производстве. Активно агитируя инвестировать уже на стадии прототипов.

Удивительно, профильные медиа и деловые аналитики преимущественно хвалят скорейший переход от человека к гуманоидам, называя процесс «неизбежным» и «безальтернативным» при темпах мирового прогресса технологий.

Однако, даже на бесконечных просторах англоязычных ресурсов в сети, трудно найти информацию о реальной выгоде от внедрения человекоподобных роботов в бизнес. Непонятно зачем лидеры робототехники с начала 2025-го года начали форсировать планирование производства миллионов гуманоидов. Каких предпринимателей эти роботы действительно смогут озолотить?

В этой статье:

Поводы купить гуманоида

Серьезных производителей человекоподобных роботов в мире пока не так уж и много.
Бесспорный лидер, американская компания Figure AI, устами своего главы Бретта Эддока, планирует наладить массовое производство гуманоидов F.02 и F.03 в объёме более 100 000 единиц с 2025 по 2030-е годы (≈25000 в год).

Другой Амбициозный инноватор Илон Маск анонсировал выпуск не менее 500 000 Tesla Optimus Gen 2 уже к 2027-у году и заявил о том, что 35% рабочих на фабриках Tesla будут гуманоидами.

Эко-американская Boston Dynamics (с 2020-го выкупленная южнокорейской Hyundai) поставила цель делать по 50 000 гуманоидов Atlas 2 в год с 2026-го года, постепенно наращивая серийное производство.

Не скромничает с масштабами и китайские компании. Xpeng уже получила неограниченные госсубсидии для строительства заводов, способных к 2030-му году выпускать не менее 1 млн. человекоподобных роботов ежегодно. Модель гуманоида Walker S1 китайской Vbtech начнут серийно производить уже в этом году (планы на 400 000 единиц).

Из презентаций и релизов компаний, можно суммировать заявленные преимущества применения гуманоидных роботов на производстве вместо людей:
1) Роботы готовы работать 24/7. Не нуждаются в отдыхе;
2) Не болеют. Не жалуются на местоположение заводов и условий труда для продуктивности;
3) Не нужно конкурировать за кадры и тратить ресурсы на образование или повышение квалификации;
4) Эффективнее выполняют однообразные и монотонные работы. Не теряют мотивацию. Не выгорают профессионально;
5) Работодатель не платит социальные налоги и иные отчисления. Можно выгодно списывать все затраты через амортизацию технологического оборудования;
6) Один гуманоид способен заменить не менее 3-х работников-людей средне-технических специальностей («синие воротнички»);
7) Итоговые затраты на содержание работника-гуманоида меньше, чем аналогичные на работника - человека.

Список выглядит внушительно и весьма привлекательно для владельцев бизнеса. Так почему же тогда до сих пор цифры миллионной армии трудовых гуманоидов остаются на бумаге? Что сдерживает предпринимателей от замены людей роботами?

Недостатки гуманоидов

Как ни странно, но смысл пословицы «обещать, не значит жениться» отлично подходит при описании сложившейся ситуации. Умалчиваемые производителями недостатки человекоподобных роботов пока настолько значительны, что даже в странах с острой нехваткой кадров и высокими зарплатами «синим воротничкам», внедрение таких машин экономически нецелесообразно.

Основные минусы гуманоидных роботов:
1) Для управления человекоподобным роботом требуется отдельный человек-оператор. Зарплата у такого специалиста выше, чем у того работника, которого заменяют гуманоидом. Производители обещают возможность одновременного управления оператором десятью роботами. Правда, пока это лишь слова в релизах, на подтверждение которых потребуются годы реальной эксплуатации. Компании, как Mitsubishi Electric и Fanuc, предлагают модели роботов, способных контролировать и управлять другими роботами. На данный момент такие решения применяют на конвейерных линиях. Как получится и получится ли вообще синхронизировать и управлять разными моделями человекоподобных роботов – никому неизвестно.

2) Да, человек болеет и ему необходим отдых. Тем не менее, в нашем распоряжении более совершенный организм, способный оперативно замещать функции одних элементов или органов другими, в отличии от любых моделей роботов. Работу самой «совершенной» руки у гуманоида (на июль 2025-го года) поддерживают ≈39 электроприводов. Все элементы в этой роборуке зависимы друг от друга и независимы функционально. Обгоревший контакт может превратить технологичную машину в груду застывшего металла и пластика. У человека, при мелких травмах организм продолжает активность, перераспределяя функции.

Как часто электроника и механические детали будут выходить у гуманоидов из строя – неизвестно. И чем сложнее они будут, тем больше элементов и вероятность поломок. Пройдут десятилетия прежде чем всё заработает так, как нужно предпринимателям и когда получится уверенно прогнозировать ресурс человекоподобных роботов.

3) Запас хода у самого совершенного электромобиля до сих пор напоминает лотерею и зависит от бесконечного набора факторов: сильнее надавили на газ, похолодало, сильный встречный ветер, тяжелый пассажир и т.д.

Аккумуляторы батареи у гуманоидов технологически проще, чем у электромобилей (и кратно меньше объемом!). Пускай более продвинутые электроприводы энерго эффективнее и компактнее гидравлических, но они менее мощные и каждый лишний килограмм нагрузки резко сокращает запас аккумулятора гуманоида.

Конечно, можно сделать человекоподобного робота на кабелях подзарядки. Это лишит его мобильности, сократит функционал и сделает бесполезным биоморфный дизайн.

Человеку без обеда и ужина будет плохо, уменьшится работоспособность и явно ухудшится настроение. Тем не менее, полное отключение с потерей сознания произойдет лишь при абсолютном истощении всех скрытых резервов. Энергетические и физиологические возможности организма у людей значительно превосходят существующие батареи роботов.

Кстати, оплата электроэнергии гуманоидам обойдётся дороже регулярного комплексного питания и бонусного кофе с плюшками для работников-людей.

4) Человекоподобный робот, как и любая машина, требует регулярного технического осмотра и обслуживания. Интенсивная загрузка потребует частого сервиса. Производители роботов особенно умалчивают про этот «нюанс». Это дополнительный способ заработать на клиенте, как и в истории про бизнес-модель автоконцернов. Обслуживание гуманоида обойдётся его владельцу в дополнительные ≈40−70% от стоимости самого робота (в зависимости от степени загрузки).

Добавятся расходы по диагностике при вынужденных простоях, обновлению софта и настройке после внеплановых отключений роботов.

Неизвестно где в мире найти сотни тысяч механиков для обслуживания гуманоидов? Сейчас таких спецов наберется всего пару тысяч!!! Аналогичный вопрос и про операторов роботов.
Из-за реальных недостатков гуманоидов, с их внедрением и фактической заменой людей на заводах не торопятся даже самые амбициозные инноваторы.

Сильными преимуществами роботов над человеком могли бы стать экономия на создании мотивирующей атмосферы в цехах и отсутствие обязательных налоговых затрат, существующих у обычных сотрудников-людей. Здоровый скепсис есть и здесь.

Во-первых, стоимость перепланировки существующих площадей или строительство с нуля помещений под деятельность гуманоидов бизнесу обойдётся дороже, чем покупка добротной деловой недвижимости.

Во-вторых, со временем, налоги на человекоподобных роботов обязательно появятся. Политики об этом точно позаботятся! Произойдет это сразу же, как только гуманоиды окончательно и массово встроятся в модели бизнеса.

Тест-драйв гуманоидов

Увы, провести практический тест-драйв сравнительных возможностей существующих гуманоидов невозможно из-за их недоступности.

А вот подготовить наглядную таблицу для понимания затрат по их вложению в сравнении с человеком, маркетологи Маклай клуба смогли, основываясь на публичных данных от производителей роботов (пресс – релизы, технические характеристики и материалы в медиа).
В расчётах стоимости человекоподобных роботов использовались данные, заявленные производителями с учётом массовых продаж (от 10000 экземпляров). Цена гуманоида без учёта серийного производства будет в 5-7 раз выше.

Средние затраты по обслуживанию роботов, зарплаты специалистов брались по данным вакансий сайта Monster.com для рынка США.

Расчёт стоимости электроэнергии взят из отчёта ОНН по состоянию энергетики в развитых странах за 2023-й год.

При сравнении моделей гуманоидов с людьми использовалась сумма зарплат 3-х сотрудников в США («синих воротничков»).
В России будущее у гуманоидных роботов ещё туманнее. Годовые затраты на классного слесаря механо-сборочных работ, в среднем по стране, составляют ≈5 млн. рублей. Три таких работника обойдутся ≈15 млн. рублей.

Стоимость замены этих трёх сотрудников одним роботом гуманоидом (моделью Figure F.02 или Walker S1) – не менее 30 млн. рублей в год. В условиях санкций и сложного импорта запасных частей обязательно появятся новые затраты.

Человекоподобные роботы в России в качестве замены рабочего персонала на производстве – заведомо убыточная история для бизнеса.

Убыточные и непрактичные

В ближайшие пять лет гуманоиды не смогут полноценно заменить человека на заводах. Пока это необоснованно дорого и рискованно. Вероятно, по этой причине руководство BMW на фабрике в Южной Каролине (США) с 2022-го года лишь тестирует роботов Figure AI, не торопясь делать реальные заказы.

Целесообразная конкуренция с «синими воротничками» у гуманоидов может получиться при условиях:
  1. Стоимость гуманоида в диапазоне 30−40000$;
  2. Гуманоид должен делать самостоятельно всю необходимую работу без постоянного контроля человека – оператора;
  3. Запаса аккумуляторной батареи должно гарантированно хватать на 1,5 стандартные смены работника - человека;
  4. Стоимость годового техобслуживания и всех необходимых запчастей не должна превышать цену среднебюджетного автомобиля.
Экономически выгодная стоимость применения и обслуживания полноценного человекоподобного робота для российского бизнеса должна составлять 3-4 млн. рублей. На данный момент (2025 года), за эти деньги можно купить сервисного робота «Дуняша» от компании «Промобот» (Пермь), функционал которого существенно отличается от возможностей робота-гуманоида.

«Дуняша» подойдёт бизнесу для PR-акций и тематических активностей, но заменить слесаря на производстве ни в каком качестве не сможет.

Смысл создания гуманоидов

А зачем вообще нужны человекоподобные роботы на заводах или в быту? Какой в них смысл?
Человек не рождён для того, чтобы аккуратно и быстро прятать электропроводку в автомобиль на конвеере. Благодаря физиологии, интеллекту и практике люди научились делать эту работу с максимальной продуктивностью.

В чём заключается смысл создания гуманоида для замены (по-сути, копирования) аналогичной деятельности человека? Можно ведь просто создать машину любой сложности, делающую конкретную операцию (несколько операций) эффективнее человека, не заморачиваясь человекоподобным дизайном.

Никому ведь не пришло в голову создать гуманоида для покоса травы, как это делает вручную с косой человек. Давно изобрели решение – машины - косилки.

Почему робот для слесарных или механо-сборочных работ должен выглядеть внешне, как человек, повторяя физику его движений? Непонятно, и производители никак это не объясняют.
Технологически, маловероятно, что гуманоиды смогут заменить человека и в быту. Для функционирования такой сложной многозадачности инженерам потребуется создать роботам искусственный цифровой мозг по аналогии с человеческим и реализовать в механике деятельность мышц и других элементов организма. Попытка замахнуться на создание самих себя в роботизированном формате – утопическая затея. Из разряда фантазий на тему изобретения вечного двигателя...

Гуманоидов, конечно, можно обучить ходить в магазин за свежими продуктами. Смогут они помыть машину, подмести, выбросить мусор, помочь с разгрузкой тяжестей и качественно охранять периметр вашей территории. Нужен ли такой помощник по цене топовой Феррари? Массово - сомнительно, но как дорогая технологическая игрушка – обязательно найдёт тысячи своих довольных покупателей.

Футурологи пугают нехваткой человеческих кадров в будущем, не обращая внимание на очередной миллиардный прирост населения Земли. Работы хватит всем. Было бы желание...
Человекоподобные роботы – топовая витрина для демонстрации технологических инноваций. Гуманоиды можно сравнить с машинами Формул-1. Гоночный болид нельзя просто купить и кататься по городу, но передовые технологии Формулы-1 со временем адаптируют для обычных автомобилей и не только.

Робототехника – крайне необходимое направление развития любого сильного и передового государства. Экономика будущего невозможна и малопродуктивна без участия роботов.

Сотни тысяч роботов разных моделей уже могут зарабатывать предпринимателям. Какую роль в итоге займут гуманоиды, покажет время и... показатели прибыли в финансовой отчётности от их внедрения.
Подготовил: Максим Маклай, Алина Салей

Недавние публикации из блога Маклай Клуба