Интересная ситуация складывается у Т-Банка. Обладая солидной клиентской базой, мощными технологическими разработками с ИИ-решениями, наибольшим числом абонентов мобильной связи среди банков, экс-проекту Олега Тинькова не хватает источника больших данных от собственного ретейла.
Частично, Т-Банк сотрудничает с цифровыми платформами в форме платёжного сервиса (Авито, ВК), но в будущем такого объёма информации будет точно недостаточно для лидерства.
У основных конкурентов уже либо есть доступ к данным от своих сетей ретейла (СБЕР, Альфа-Банк), либо есть информация о покупках в российских маркетплейсах (Яндекс.Маркет, Вайлдберриз, Авито, Озон + МТС).
Т-Банку придётся искать для покупки или слияния федерального ретейлера. Например, «Магнит», принадлежащий ВТБ или независимую «Ленту». Альтернативный вариант — искать взаимодействие с тройкой топовых маркетплейсов.
Озон, с наибольшей вероятностью, откажется от сотрудничества из-за развития своего суперприложения или из-за приоритета в партнёрстве с МТС.
У Вайлдберриз выстроены долгосрочные амбициозные планы, явно не связанные с продажей или очередной перестройкой бизнеса.
Авито — это всё же не совсем ретейл, а супер огромная доска объявлений (классифайд).
Остаётся, по-сути, единственный вариант...
Яндекс.Маркет является одним из уверенных лидеров своего сегмента и может показаться абсурдным предложение о попытке его продажи или слиянии в пользу Т-Банка. Однако, в долгосрочной перспективе, подобный вариант не такой уж и фантастический для всех сторон по ряду причин.
Во-первых, 5-7 лет тому назад, СБЕР и Яндекс, будучи в альянсе, пытались купить Тинькофф-Банк, но так и не договорились о цене. Прошло время, Т-Банк всё же сменил владельца и в условиях санкций усилил свой статус лидера по клиентам среди самозанятых и МСБ. А это наиболее привлекательный сегмент с точки зрения источника больших данных и перспектив роста выручки. Яндекс-Банк привлекателен лишь для нишевых клиентов типа «цифровых шопперов», находящихся в поисках ультра-скидок и экономии на платежах каждого процента. Сомнительно, что даже такая компания как Яндекс сможет прокачать свой банк до требуемого конкурентного уровня.
Во-вторых, Яндекс пару месяцев назад окончательно оформил серьезное и болезненное разделение на западную и российскую части. Трудно точно определить сколько талантов покинуло Россию в пользу «новых-старых» проектов Аркадия Воложа, но это не менее половины от всего коллектива (≈800-900 человек).
Причём, судя по переехавшим в «Западный Яндекс» наиболее высокотехнологичных направлений бизнеса, из России уехали действительно крайне ценные и «штучные» специалисты. Айтишная тусовка Москвы «шепчется» о обескровливании оставшегося Яндекса на ≈80% в качестве кадров. Есть обоснованные сомнения, особенно в долгосрочной перспективе, о возможности Яндекса поддерживать былую конкурентоспособность по всем направлениям.
Яндекс.Маркет приносит ≈25-27% годовой совокупной выручки, расставаться с таким активом трудно.
Кстати, весьма тревожный «звоночек» для Яндекса прозвучал на ПМЭФ'2025, когда новый кроссовер Автоваза «Азимут» оказался с цифровой начинкой СБЕРа. Хотя до этого момента вся продукция российского производителя автомобилей использовала интерфейсы Яндекса...
В-третьих, для масштабирования маркетплейса и развития роботизированных центров фулфилмента потребуются внушительные инвестиции. Деньги в России, с нынешними ставками, экстремально дорогие, а взять за границей практически невозможно.
Рекордные отступные, для российского бизнеса после 2022-го, были переданы Яндексом Аркадию Воложу при разводе. А следом, к лету 2025-го, последовала выплата дивидендов акционерам — внушительные 29,2 млрд рублей. Конечно, у оставшегося бизнеса Яндекса пока уверенные позиции на рынке и стабильный рост выручки, но... у Т-Банка запасы и финансовые возможности в разы серьезнее. Особенно, если учитывать, что компания «Интеррос» кроме Т-Банка выкупила ещё некоторые крупные банки, а её основной владелец Владимир Потанин — №5 в списке Форбс 2025 г. с личным состоянием ≈в 24,2 млрд долларов.
В-четвёртых, Яндекс уже продавал некоторые свои успешные проекты — «Новости» и «Дзен» относительно недавно (ВК покупатель), а при разводе со СБЕРом — Яндекс.Деньги и Delivery Club.
Удачно (и дорого) продать Яндекс.Маркет на пике своей формы, получив солидные финансы для уверенного технологического усиления, развития новых направлений и масштабирования необходимых проектов — не худший вариант в нынешних условиях неопределённости в экономике России для частного бизнеса и объективной возможностью с уверенностью оставаться конкурентным и прибыльным бизнесом.
В-пятых, Владимир Потанин приобрёл Т-Банк с целью сделать его лучшим частным финтех проектом в России, с дальнейшим прицелом на экспорт в дружественные страны. Рыночная стоимость подразделения Яндекс.Маркет находится в диапазоне от 6 до 8,5 млрд долларов. Это достаточно справедливая и подъемная для «Интерроса» цена за готовый и крайне недостающий элемент в суперприложении Т-Банка.
Ребрендинг в этом случае мог бы стать ультра бюджетным — заменив Яндекс.Маркет на Т.Маркет, оставив привычную для двух брендов желтую цветовую палитру.
Какое в итоге решение примут стратеги Т-Банка по недостающему элементу в своей суперэкосистеме, мы узнаем из новостей в ближайший год. Возможно, появится ещё более неожиданный вариант, чем покупка Яндекс.Маркета.
Важно, чтобы сегмент суперприложений не превратился в монополию одной компании и здоровая конкуренция продолжала бы стимулировать бизнес создавать выгоду для пользователей.
Иначе, обладание уникальными большими данными о поведении принесёт не пользу людям, а превратится в суперспособ по манипуляции их желаниями и отжатию заработанных денег.
Благодарим вас за внимание и будем рады любым вашим культурным комментариям!