Обсуждая в Маклай клубе PR-историю бренда "Пять озёр”, коллеги маркетологи так увлеклись темой, что решили заморочиться и попробовать найти причину активности АСГ. Договорились использовать только информацию в публичном доступе для анализа.
Вначале, мы не поленились полистать десятки российских популярных-развлекательных журналов и газет, убедившись в отсутствии похожих PR-материалов от конкурентов по водочному бизнесу.
Затем продолжили изучать отраслевую статистику и показатели финансовой отчётности производителей алкоголя, обнаружив любопытную особенность у одной из компаний.
Оказывается, недостаточно быть лидером алкогольного бизнеса в России, чтобы попасть в список лучших по продажам водки.
Вот самые продаваемые марки водки в России в массовом сегменте (2024 г.):- "Архангельская” (принадлежит Novaben Group, общая выручка компании в 2024 г. – 34 млрд. рублей, №1 в России);
- "Tundra” (принадлежит Татспиртпром, общая выручка компании в 2024 г. – 18,6 млрд. рублей, №4 в России);
- "Деревенька” (принадлежит Саранскому ликеро-водочному заводу, общая выручка компании в 2024 г. – 11,7 млрд. рублей, №10 в России);
… 6. "Пять озёр” (принадлежит Алкогольной сибирской группе, общая выручка компании в 2024 г. – 23,2 млрд. рублей, №3 в России).
Итак, "Архангельская” и "Tundra” принадлежат гигантам алкогольного бизнеса в России. Вполне логично и объяснимо лидерство их брендов и в водочном сегменте. Удивительна в рейтинге позиция водки "Деревенька”. Она занимает уверенное третье место, давно обогнав по продажам маститых производителей, включая АСГ с "Пять озёр”. Хотя Саранский ликероводочный завод, (СЛВЗ – далее) лишь замыкает ТОП-10 российских производителей алкоголя по выручке. Выясняем, что СЛВЗ – фактически единственный производитель водки в России, использующий солодовый спирт полностью собственного изготовления. Остальные алкогольные компании применяют более простую и дешёвую технологию на основе китайских ферментированных добавок.
Солодовня СЛВЗ – дорогое решение, менее рентабельное, но одновременно абсолютно уникальное с точки зрения качества продукта. Все марки водки на СЛВЗ делают из сортового сырья по технологиям, заложенным в далёком 1828-м году!
Более того, внутренние стандарты качества СЛВЗ очищения спирта степени "Альфа” и "Ультра” признаны обязательными общероссийскими стандартами качества для производителей алкоголя. Согласитесь, подобное – крутой уровень!
Тот самый случай на заметку маркетологам, когда уникальное качество продукта, изначально приносящее меньшую маржинальность и демонстрирующее движение против всех конкурентов, со временем превратило СЛВЗ в одного из лидеров сегмента водки. Не забывайте, СЛВЗ обладал в десятки раз меньшими финансовыми и производственными ресурсами.
По предварительным результатам первого квартала 2025-го года, "Деревенька” продается не только лучше "Пяти озёр”, но постепенно приближается к наиболее грозным конкурентам.
Премиальный бренд СЛВЗ "Чистые росы” вплотную "дышит в затылок” раскрученному многолетнему лидеру "Белуга”. Трудно поверить, но в рознице "Чистые росы” продают дороже "Белуга” на 500-800 рублей!
Фантастический пример настоящей лояльности клиентов и сила влияния качества продукта против масштабных рекламных бюджетов.
Казалось бы, в консервативном и достаточно закрытом сегменте крупных производителей алкоголя в России всё должно было быть более-менее скучно и предсказуемо. А-нет, даже поверхностное изучение открыло интереснейшие маркетинговые решения. Перспективное направление для поиска новых кейсов.
Изучив ещё некоторые тематические обзоры, мы сделали предположение о стремлении современных российских покупателей пить качественную водку, даже когда она дороже, а также не злоупотреблять частотой потребления. Кратко – пить водку реже, но качественнее.
АСГ владеет 21-м брендом алкоголя, включая "Пять озёр”. Собственной солодовни у компании для производства качественного спирта нет (иных данных в открытом доступе мы не нашли), но амбиции попасть в ТОП-3 по продажам водки, разумеется, имеются и немалые! Досадно ведь уступать конкурентам с меньшими возможностями...
С другой стороны, продвижение продукта через его действительное качество – длительная и дорогостоящая история, которую не форсируешь покупкой лайков и рекламой от массовых инфлюенсеров.