Негативная Big Data

Недавно в США произошел казусный случай. Отец дочери (которая ходила в последние классы школы) стал получать по почте предложения (купоны) купить товары для беременных и детей со скидкой. Разгневанный, он приехал в ближайший магазин сети Target, где высказал претензию менеджеру. Тот в свою очередь, совершенно не понимая в чем дело, начал просить прощения и обещал, что подобное никогда не повторится.
Спустя несколько дней менеджер магазина решил еще раз позвонить отцу девушки, но крайне удивился услышав слова с извинениями. Отец был подавлен и объяснил, что некоторое время назад в доме прошла вечеринка о которой он не знал, поэтому дочь действительно ожидает ребенка, уже в августе! Компьютер (с помощью анализа персональной информации и программ обработки данных) узнал о беременности раньше, чем отец и мама девушки! Удобно ли это? Вероятно. Однако, какова при этом цена за знания про вашу личную жизнь?

Как ИТ-система сети Target узнала про беременность девушки?
С одной стороны - очень просто, собирая данные о покупках, с другой - благодаря сложным алгоритмам, созданными человеком в симбиозе с самообучаемым искусственным интеллектом. Каждый раз, когда вы совершаете покупки в магазинах, вы делитесь интимными деталями о вашей модели потребления. Многие из этих ритейлеров изучают ваши данные, чтобы выяснить какие предложения отравить вам индивидуально, надеясь сделать вас счастливыми.

Так что же произошло в Target? Компания присваивает каждому клиенту идентификационный номер, привязанный к его кредитной карте, имени или адресу электронной почты, который становится частью массива базы данных, в котором хранится история всего, что они купили, включая иную информацию, собранную или купленную из других источников.

Комплекс специальных программ проводили анализ исторических данных о покупках всех дам, которые подписались на целевые детские товары при беременности в прошлом. На базе этого появились некоторые полезные шаблоны. Например, лосьоны для тела. Клиенты часто покупают это продукт, но программа отметила, что беременные женщины начинали покупать натуральные лосьоны преимущественно после 2/3 срока перед рождением ребенка. Другие данные показывали на то, что в первые 20 недель беременности, женщины чаще покупали такие пищевые добавки, как кальций, магний и цинк. Еще один показатель - мыло и ватные шарики. Когда клиент внезапно начинает покупать большее количество мыла без запаха и крупные упаковки с хлопковыми шариками, а в дополнение дезинфицирующие средства для рук и одежды, это с наибольшей вероятностью сигнализирует о том, что приближается дата родов.

Компьютерная программа сети Target постоянно занимается мониторингом по 25-ти продуктовым позициям, благодаря которым создает оценку каждому клиенту под названием "предсказание беременности". И если клиент соглашается с оценкой, Target отправляет специальные предложения, подстраиваясь ко всем стадиям беременности.

Все знают и, в основном, любят Шерлока Холмса, который применяет методы индукции для решения сложных дел. Но ведь одно дело героическая личность, со своей индивидуальностью и харизмой с вымышленными историями, а другое, когда неодушевленный компьютер собирает про вас данные (известные всем как Big Data), используя оптимизацию получения от вас же денег для компании. Снижение возможности выбора клиента под благородными предложениями «экономии времени», «индивидуальных скидок» и прочих маркетинговых ходов, должно скорее настораживать. Можно сколь угодно радоваться развитию технологий, но что-то пока плохо получается лечить грипп и делать людей здоровее с помощью обновления органов 3D-печати, зато, бизнес вовсю давно развивает и внедряет новые каналы продаж.

Негативный пример Target получил подобную огласку только из-за необычного случая, когда компания знала про рождение ребенка раньше всей семьи, не учитывая моральные и этические нюансы. Уверен, что подобных примеров достаточно и с каждым месяцем истории будут множится. Пора уже задуматься и публично обсуждать, какие данные о себе можно оставлять бизнесу. Иначе, не стоит забывать про наказание Незнайки с ссылкой на «Остров дураков», где всех ждала судьба превращения в «барашков» от беззаботной жизни.

Максим Маклай, источник новости: https://goo.gl/AX9vv4,
фото: by James Emmerman. Photo Courtesy of Shutterstock, by a True Story Photography