Всё началось с Джеймса Каллитона. В 1948 году он опубликовал статью «Управление маркетинговыми расходами», где описал маркетолога как «mixers of ingredients» – человека, который смешивает разные ингредиенты.
Основываясь на работах Каллитона, в конце 40-х годов термин «маркетинг микс» впервые упоминает Нил Борден – известный преподаватель Гарвардской бизнес-школы. Он увлекается идеей сравнения маркетинга со смешиванием ингредиентов и пытается сформулировать модель, которая охватывала бы все элементы маркетинг-микса. Так, в 1953 году концепция включала в себя целых 12 составляющих.
Такая модель была всеобъемлющей, но сильно усложняла понимание сути и запоминание для студентов и рядовых маркетологов. Стали появляться идеи упрощения и постепенно все элементы сгруппировали в четыре основные группы.
Следующим правителем и праотцом «маркетинг-микса» можно считать Джерома МакКарти. Сократив концепцию до 4-х элементов, он получил следующую модель: продукт, цена, продвижение и дистрибуция (product, price, promotion and distribution). Мало кто знает, но у МакКарти учился прилежный ученик - Ричард Клеветт. Именно он изменил «distribution» в «place», и вуаля – мы имеем ту самую, классическую модель «4P's». Вам интересно, как закончилась эта история?
В 1964 году в печать вышла статья Нила Бордена «
The concept of the Marketing Mix». Вот так и родилась знаменитая концепция «4P's»!
Как тогда, так и сейчас можно с уверенностью утверждать, что концепция «4P's» остается основой всего маркетинга. Она положительно и неизменно служила в бурное время развития дисциплины и даже не пересматривалась, оставаясь наиболее часто упоминаемым термином.
Безусловно, появлялись и другие практичные, изящные модели, которые совершенствовали концепцию «4P's», позволяя применять ее для сферы услуг, которая стремительно набирала обороты.
Вот один из примеров такого развития: модель из «4P's» подросла до «7Р's». Были добавлены элементы «люди», «процесс» и «физическое окружение» («people», «process» and «physical evidence»), необходимые в маркетинге услуг.