Фудтракинг: мобильная кухня становится популярной день за днем

Индустрия недорогой и быстро приготовленной еды на улице, порождает неподдельный интерес у многих людей. Кухня, где происходят гастрономические эксперименты, теперь может быть в шаговой доступности, а еда из фургона, именуемого фудтраком, за последние годы стала излюбленным лакомством. Уровень блюд соответствует ресторанным, а порой и превосходит – владельцы стараются найти уникальные рецепты, чтобы клиент совершал чуть ли не ежедневный ритуал, регулярно заглядывая в закусочную на колесах.
Фудрак появился в Америке. Бытуют две версии. Исходя из первой, готовить и сразу продавать еду из вагончика «чак» начал Чарльз Гуднайт, эта еда предназначалась для ковбоев, которые совершали поездки по Дикому Западу. Кухня на колесах следовала за ними. Во второй версии говорится о Томасе Баркли, который в 1880-х годах начал создавать вагончики для продажи ланча. Сначала моделей было две: Owl и White House Cafe. Потом появился еще Tile Wagon. Вагончики были красиво украшены и обставлены, что привлекало большое количество покупателей. По прошествии времени вагончики стали неподвижными – колеса сняли и получился кафетерий.
Активное развитие фудтрака в наше время все в той же Америке, как ни странно, началось в 2008 году. Kogi Korean BBQ создали Марк Мангер, Кэролайн Шин и шеф-повар Рой Чой. Они нашли прекрасное сочетание мяса по-корейски и мексиканского тако, а для привлечения внимания общественности использовали соцсети. Сработало! Теперь Лос-Анджелес у многих ассоциируется с фудтраками.

Любое успешное дело начинается с идеи, вот и в бизнесе на колесах без нее никуда. Если вы нацелены заняться освоением фудтрака, постарайтесь четко понять, что именно вы хотите продавать, какой уникальный продукт можете предложить людям. С поиском авто придется заморочиться. В Европе и Америке данная индустрия более развита. В России же из-за малой распространенности и дороговизны владельцы чаще всего импровизируют, покупая обычные фургоны, которые переоборудуются в кухню на колесах.

Теперь было бы неплохо поработать над внешним видом приобретенной техники. С точки зрения продвижения важно понимать, что визуализация, пожалуй, один из самых важных факторов привлечения клиентов. Фудтрак должен быть крайне привлекательным, чтобы вас узнавали, видели издалека, а незнающие просто жаждали узнать все о необычном фургоне с едой. К слову, последняя должна быть: вкусной, сытной, простой и недорогой. Желание клиента основывается на приобретении быстро приготовленного аппетитного блюда, доступного по цене. Ваш бизнес должен вызывать у покупателя положительные эмоции. Если этот калейдоскоп будет складываться из качественного дизайнерского оформления, уникального и вкусного меню, да еще и классного шеф-повара с неординарным персоналом, успех гарантирован.
Многие скептически относятся к уличной еде и не решаются попробовать привлекательные бургеры, боясь антисанитарии. Имеют право. Вот только владельцы часто улыбаются такому недоверию. Свежая, вкусная и натуральна еда – основа их бизнеса, вряд ли кто-то будет рисковать собственной репутацией, так что переживать на этот счет не стоит. Тем более, что фургоны не праздно и бесконтрольно передвигаются, порой, предъявляемые требования к фудтракам со стороны санитарно-эпидемиологических служб значительно выше, чем к стационарным точкам питания.

Все в той же Америке нерешительным определиться с выбором вкусной еды из фудтрака помогает New York Street Food blog, где подробно описаны маршруты и меню всевозможных уличных автолавок. У нас эта ниша свободна, так что, если кто-то хочет изучить этот сегмент изнутри, you're welcome. В наших широтах беспроигрышно работает «сарафанное радио» или WOM маркетинг, который берет свое начало из соцсетей. Именно там можно узнать практически все о представленном в вашем регионе фудтраке, прочитать отзывы благодарных (и не очень) клиентов. Такое взаимодействие создает лояльность к бренду, которая побуждает заинтересованных самостоятельно искать ваш грузовик. Бывает, владельцы агитируют фолловеров найти фудтрак в городе, не указывая координат. В качестве вознаграждения обещают вкусный бесплатный обед. Такой ход работает всегда.

Немаловажным является и месторасположение. Кто-то арендует определенное место, кто-то постоянно перемещается, занимаясь кейтерингом (выездное обслуживание на фестивалях, частных праздниках, корпоративные заказы и т.д.). Да, стоит отметить, что нас от Америки отличает климат. Они могут продавать еду на улице круглый год, а нам приходится подстраиваться под сезонность.

Ежегодно в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и других городах США проводится конкурс уличной еды, своего рода гастрономический вариант «Оскара» – Vendy Awards. Владельцы передвижных закусочных мечтают иметь в своем активе такую награду, ведь победителей всегда определяют потребители, а это ли не самый важный знак качества? Так что стремление и амбициозность ваших целей могут стать отправной точкой на пути к вершине успешного бизнеса. По словам Германа Мелвилла, лучше потерпеть неудачу в оригинальности, чем преуспеть в имитации.
Наталья Маклай, фото дайджест из бесплатных материалов